О себе



www.nich.ru: искать






О Варшаве - длинно и пафосно





Новости


О себе


Поэзия


Проза


Рассказы

 ·  Депрессия
 ·  Дети подземелья. Легенды и были подземки
 ·  Одиночество
 ·  Вечер
 ·  Всепрощение
 ·  Отражение
 ·  Deja vu
 ·  Это ты
 ·  Родина
 ·  Подъезд
 ·  Она
 ·  Моя смерть
 ·  Just Unrapped
 ·  Небеса солдатские
 ·  Про деда
 ·  Круг
 »  О Варшаве - длинно и пафосно
 ·  Мальтийские хроники
 ·  Весенний холм
 ·  Бусина
 ·  Агасфер
 ·  День рыболовства
 ·  Скутер
 ·  Свидание
 ·  Нат-Натти-Натиле
 ·  Иерусалимские дневники
 ·  Жизнь после смерти
 ·  Кокос
 ·  АХ-486-223
 ·  Ханс, настоящий мужик
 ·  Химия
Рецензии (2002)


Странствия


Мой LiveJournal


Книга отзывов


Карта сайта



Тебе, как всегда

Говорят, Варшава ужасна. Ну, или хотя бы просто грязна. И вообще все как в "совке". И все - новодел. И смотреть там нечего. Et cetera - et cetera.
...
В Варшаве пахнет, как в Праге. Воздух центральной Европы. Европеизированное, католизированное - славянство.
В Варшаве, меланхоличной и гордой, "гонорной" столице Речи Посполитой, мостовые и дома, буки и липы, мраморные львы и колокольни, кокетливые особняки Нового Свята и доходные дома Маршалковской пахнут Трагедией.
Кто уж так распорядился - Бог или судьба, не нам решать, но в этом городе было слишком много горя.
Речь Посполитая была одним из крупнейших европейских государств Средневековья - и вот, после 1795 года "пшецки гонор" смиряли аж три "жандарма Европы", и то, что только в российском, мазовецком, варшавском "куске" Польши было 6(!) восстаний за немногим более чем 120 лет - прозрачный намек на то, что это был не самый счастливый ее век. Шопен, один из "живых национальных польских символов", эмигрировал из Варшавы после самого, пожалуй, кровавого восстания - 1830 года. Молодой композитор хотел в нем участвовать, но по просьбе родни остался среди сочувствующих. Памятник ему в парке Лазенки ("ванны", "бани") неподалеку от президентской резиденции - Бельведера - один из символов Варшавы, наряду с Сиренкой - русалкой с мечом - и "кричащей Нике" - памятником погибшим в фашистскую оккупацию "богатырям варшавским". (А сам этот парк, разбитый выбранным на свою должность Сеймом королем-гедонистом и покровителем искусств Станиславом Понятовским, - место, где рядом с сибаритским маленьким дворцом для принятия ванн и псевдоантичным амфитеатром с фигурами Софокла, Мольера и прочих драматургов в 1830-м молодой польский подпоручик Петр Высотский поднял своих столь же молодых сослуживцев на бой за свободу).
Шопен умер в изгнании - жить в русской Польше он не смог. Как и Мицкевич, которому тоже есть памятник (очень "в духе" близстоящих ренессансных костелов). Как Огиньский. Как многие другие. Впрочем, им и не позволили бы вернуться из эмиграции.
Поляки странный народ. Это только мое ощущение, конечно - но у них есть восхищающее меня и мало у какого из прочих народов имеющееся качество: незакомплексованная любовь к себе. При полном осознании всех несовершенств "объекта". Польская любовь к "вождям и учителям", от маршала Пилсудского до кардинала Вышинского - искренняя и нескрываемая (горькая ирония судьбы: примас Вышинский, поддерживаваший и ведший польское католичество через коммунистические времена - однофамилец кровавого советского прокурора Вышинского, на чьей совести тысячи расстрелянных православных священников, а равно и иноверцев, и православных мирян, и атеистов).
Столь же искренняя, как и любовь к своей, грустной и меланхоличной, яркой и страстной, кровавой и горестной истории.
Да, варшавское Старо Място - "новодел". В августе 1944-го поляки снова восстали - на сей раз против нацистов, и за 63 дня восстания немецкие пушки почти стерли с лица земли средневековый город 14 века, милые улочки начала 19-го - Новый Свят и Краковско Пшедместье... Мало что уцелело и на солидной торговой Маршалковской, улице эпохи относительного процветания Российской империи перед Первой мировой.
Тут и там на восстановленных из небытия стенах домов, выглядящих так, словно они стоят здесь незыблемо с самого Средневековья, - траурные памятные доски. "Этот дом (квартал, улицу) оборонял такой-то батальон Армии Крайовой" - подпольной организации, появившейся после краха регулярной польской армии осенью 1939-го. Полегли почти все, кто тут сражался, включая детей и женщин. Один из самых пронзительных варшавских памятников - "Маленький повстанец", бронзовый мальчишка лет пяти на вид с трофейным "шмайссером" наперевес и в огромной немецкой каске; горожане повязывают каску бело-красной лентой.
После восстания варшавский центр выглядел как Сталинград. И, как и сталинградцы - Сталинград, его по камню, по кирпичику, своими руками восстанавливали варшавяне, естественно, не беря за это ни гроша. Деньги нужны были только на стройматериалы. На восстановление королевского дворца, построенного еще королем Сигизмундом Вазой, тем самым, кто перенес столицу в Варшаву из Кракова, прислал доллары обжившийся в Америке бизнесмен, в прошлом поляк-эмигрант.
Но не все восстановили, и не все восстановимо.
Первыми в ту оккупацию, в 43-м, восстали не поляки. Поднялось польское гетто, в котором, за построенным немцами забором (его кольцо сжималось с каждым месяцем), умирали от голода еврейские дети и старики. Откуда тысячами, вагонами, составами увозили евреев на смерть. Больше 300000. Лишь немногие, самые сильные и отчаянные, уходили по смертельно опасному "пути жизни" - канализационным трубам, надеясь выбраться за черту города и спастись. А другие - тоже сильные и еще более отчаянные - восстали и погибли. Погибли все, потому что после подавления восстания переживших его евреев увезли в Освенцим и Треблинку. Оставив на месте гетто голое поле битого кирпича площадью в несколько квадратных километров с демонстративно сохраненным костелом посредине - черная ирония наци была сравнима разве что с их пресловутой сентиментальностью.
"Пианист" Поланского снят в Голливуде. Гетто больше нет. На его месте - сквер с памятником и кварталы местных "хрущоб", таких же, как во всех странах Варшавского договора.
Памятник мученикам гетто - стела с барельефами, с менорами по бокам и венками с лентами цветов израильского флага - у подножия. А в стороне - памятная плита, стилизованная под тот самый канализационный люк. С пальмовой ветвью и буквой "ח" на "крышке".
(Тут, у памятника, я во второй раз за двухдневную поездку - неисповедимы пути Его - встретила генерального директора "Джойнта" по России и СНГ, с которым накануне познакомилась в лавке иудейских древностей. Там он - человек средних лет в кипе - разглядывал витрину с вещами, которые когда-то принадлежали евреям-варшавянам: тифиллины и мезузот, магендовиды и сидуры. Вещи, пережившие своих хозяев - от сознания этого лавка превращалась из обычного антикварного магазина в некое хранилище материальной памяти, и покупать там что-то стало бы варварством. Я сказала ему - shalom, и мы долго говорили о войне и мире, будущем и прошлом, о том, что такое голос крови и память).
Город выжил, несмотря на смерть многих своих детей. Одна из центральных улиц, с голубыми стеклянными небоскребами, носит название "Иерусалимских Аллей" и на перекрестке с Новым Святом украшена скульптурой в виде пальмы, символа мира. Ее листья треплет ветер с Вислы, почти так же, как треплет средиземноморский бриз живые листья пальм на тель-авивском променаде. Новый Свят - милая европейская улица по преимуществу трехэтажных особнячков, по которой дозволено ездить только такси и туристическим автобусам, где перед фасадом Академии Наук сидит на своем пьедестале бронзовый Коперник работы Торвальдсена, а мимо него бегут на занятия студенты Варшавского университета. Тут много кафе с вкуснейшими пирожными и дорогих магазинов (в витрине одного из них, Ermenegildo Zigna - плакат с тем самым "Пианистом" - Эдриеном Броуди в костюме с иголочки).
Кстати, о портных и пирожных. В витрине ателье в нижнем этаже одного из старинных домов Старого Мяста - мужские пиджаки, а солидный седоватый портной с сантиметром на шее выбирает из множества костюмов на вешалках тот, за которым пришел клиент: этот портной - носитель столетней традиции, его коллеги, "духовные и статские", шили платье претенциозным модникам, не настолько богатым, чтобы заказывать одежду в Париже. А на Фрете, старинной улице за крепостной стеной Старого Мяста, есть маленькое кафе "Belle Epoque", где стоят танетовские стулья и кованые столики (их можно купить), по стенам развешаны фарфоровые куклы, пожелтевшие фото начала ХХ века и сухие букеты. Гостям подают сахар в антикварных сахарницах, а отлично заваренный чай - в тонкостенных чашках с серебряными ложечками, и впридачу к нему - рассыпчатое печенье и хрустальные розетки с вареньем из розовых лепестков. Именно тут, под незатейливые патефонные мелодии, как никогда остро чувствуется хрупкая "старинность" прошлого, которое в повседеневной хайтековской суете кажется нездешней, но прекрасной небылью.
Так же странно, но органично врывается в сегодняшний день колокольный звон многочисленных варшавских костелов. Даже в советские времена поляки ходили в субботу на профсобрания, а в воскресенье - в костелы. Магазины по воскресеньям не работают, закрыты банки и интернет-кафе, зато костелы полны прихожан - и старых, и юных, а патеры читают с амвонов проникновенные проповеди. После службы молодежь собирается на уроки Закона Божьего в нижнем этаже колокольни академического собора костела святой Анны. Я случайно забрела туда, по своей привычке не пропускать ни одной открытой двери, в последний дождливый вечер. Долго поднималась по винтовой лестнице - и получила еще один подарок от Варшавы. Мое нелегальное проникновение завершилось на открытой всем ветрам звоннице. Внизу была освещенная фонарями площадь перед королевским замком, и старые башни, и правый берег Вислы - Прага (от слова "прачить" - "стирать": там жило простонародье, через реку от аристократов левобережья, и бедные прачки стирали в Висле и кружевные рубахи шляхтенок, и полотняные порты ремесленников).
Я смотрела сверху на ночную Варшаву в огнях и бусинах мелкого дождя. Это было хорошее, сентиментальное прощание.







Новости     О себе     Поэзия     Проза     Странствия     Мой LiveJournal     Книга отзывов     Карта сайта    





Copyright © Вероника Гудкова. 1998-2013. Все права защищены.